В марте 2021 года адвокат Артём Тимушев обратился к лицам, обладающим в Российской Федерации правом законодательной инициативы с предложением о внесении в Государственную Думу России Законопроекта «О целевом кредитовании на оплату алиментных обязательств», установив при этом процентную ставку за пользование данным кредитом не выше процентной ставки по ипотечному кредитованию.
Данное обращение адвоката Артёма Тимушева было последовательно и предметно рассмотрено всеми лицами, обладающими правом законодательной инициативой в России.
Администрация Президента России В.В. Путина, рассмотрев обращение адвоката, по существу на него так и не ответила, порекомендовав обращаться с данным вопросом через Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива».
Правительство Российской Федерации, так же не рассматривая предложение адвоката Артёма Тимушева по существу, направило данное обращение в Министерство Финансов России.
Министерство Финансов России, в свою очередь, в своём ответе поблагодарили адвоката Артёма Тимушева за конструктивные предложения по развитию финансовой системы России и пообещали, что изложенные в обращении предложения будут проанализированы в рамках дальнейшей работы по совершенствованию законодательства.
Также был получен ответ и из Центрального Банка России. В своём письме ЦБ РФ указывает, что Банк России правом законодательной инициативы не обладает.
Ответ на обращение адвоката Артёма Тимушева также направила и Служба судебных приставов России, указав, при этом, что идея гарантированной оплаты алиментов заслуживает внимания.
Совет Федерации направил обращение адвоката Артёма Тимушева по вопросу целевого кредитования на оплату алиментных обязательств в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
Ответ из Совета Федерации начало
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, в свою очередь ответил, что данное предложение принято во внимание наряду с другими предложениями граждан по данному вопросу, однако необходимо отметить, что оно является дискуссионным и требует дальнейшей работы с участием экспертов и специалистов в данной области права.
Фракция «Единая Россия» Государственной Думы России передала данное обращение на рассмотрение первому заместителю председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей О.В. Окуневой.
Ответ Государственной Думы Ситников
От имени стальных фракций Государственной Думы России был получен ответ от Управления по работе с обращениями граждан о направлении данного обращения в Комитет ГД по финансовому рынку.
Комитет по финансовому рынку Государственной Думы России в своём ответе указал, что Предлагаемое Вами нерыночное ценообразование на кредитные продукты не будет отражать реальную рыночную стоимость кредита и приведет к значительному увеличению кредитных рисков и, как следствие, к снижению предложения кредитных ресурсов в связи с несоразмерностью риска кредиторов и взимаемой ими платы за этот риск. Более того, закрепление на законодательном уровне механизма «целевого кредитования на оплату алиментных обязательств» противоречит принципу свободы экономической деятельности, закрепленному в части первой статьи 8 Конституции Российской Федерации и части второй статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции», а также не соответствует принципу свободы договора, закрепленному в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответ Комитета по финансам Государственной Думы
И, наконец, Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей в своём ответе указал, что предложенный в обращении порядок будет действенным только в отношении алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, в России же преобладает взыскание алиментов в долевом исчислении со всех видов заработка и (или) иного дохода родителя. Кроме того, банку может быть экономически не выгоден предложенный механизм, так как выдача обычного кредита предполагает проверку платежеспособности кредитополучателя, а в данном случае такая проверка исключается.
Ответ Комитета семьи Государственной Думы
Таким образом, предложенная адвокатом Артёмом Тимушевым законодательная инициатива «О целевом кредитовании на оплату алиментных обязательств» не нашла своего одобрения и поддержки ни у кого из лиц и государственных органов, обладающих правом законодательной инициативы в России. Тем временем, по данным ФССП РФ по состоянию на конец 2020 года в работе у судебных приставов России находилось 791,69 тыс. исполнительных производств о взыскании алиментов на общую сумму более 156,24 млрд руб.
Исходя из изложенного, можно сделать обоснованный вывод о том, что при назначении и последующем взыскании алиментов, для Российского государства, в лице судебной системы и службы судебных приставов, не имеет никакого значения по какой причине и по своей ли воле отец (алиментщик) проживает отдельно от ребёнка и лишён права на фактическое участие в его воспитании и развитии, при этом в подавляющем большинстве случаев суды определяют место жительства детей с матерями.
Так же, в современной России, при взыскании алиментов не учитываются и социально-экономические последствия различных обстоятельств неприодолимой силы, таких как последствия эпидемий, увеличение общего уровня безработицы, общий экономический спад и т.д.
Тем не менее, с каждым годом Законодатель вводит всё более жёсткие санкции за несвоевременную оплату алиментов, а органы исполнительной власти, в лице ФССП России лишь усиливают различные ограничительные меры в отношении так называемых «алиментщиков», делая из них граждан второго сорта, лишая их мотивации и права на полноценную гражданскую жизнь и экономическую активность, что в итоге приводит лишь к ещё большей эскалации данной проблемы.
При этом, государство только требует, ничего не предлагая, не оказывая какой-либо поддержки алиментщикам в исполнении наложенных на них судебным решением обязательств. Зачастую, это приводит к тому, что алиментщики вынуждены уходить в «серую экономику», что, с нашей точки зрения, не соответствует целям государственного регулирования в данной сфере общественной жизни.