Ни для кого не секрет, что в современной России подавляющее большинство граждан по-прежнему зарабатывают на жизнь своим трудом. При этом мало кто из них может похвастаться тем, что доволен своей заработной платой.
Вопрос достойной оплаты труда является крайне актуальным, т.к. именно от его постановки и решения напрямую зависит качество жизни большинства Российских семей.
Многие трудящиеся люди задают себе вопрос: Почему мой труд оплачивается именно в таком размере? И большинство людей, как и прежде не знает ответа.
После более, чем 20 лет рыночных преобразований, минимальный размер оплаты труда в нашей стране так и остается в полтора раза ниже размера прожиточного минимума. Разве это нормально?
Означает ли это, что на практике Российское государство снимает с себя ответственность по обеспечению гарантий, установленных п. 1 ст. 7, ст. 18, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 21, ч.1,3 ст. 37, ч. 2 ст. 55 Конституции России?
По данной проблеме, в связи с обращением аспиранта Института государства и права Российской Академии Наук (ИГП РАН) Андрея Каплиева адвокатом Артемом Тимушевым составлен и направлен Высшим должностным лицам Российского государства соответствующий адвокатский запрос.
Адвокатский запрос по соответствию МРОТа и Прожиточного минимума в России
В срок до 20 ноября 2012 года адвокатский запрос был доставлен всем адрессатам.
Первым поступил ответ из Администрации Президента. В нем указывается, что адвокатский запрос направлен ими по подведомственности в Министерство труда и соц.защиты РФ.
Ответ из администрации Президента РФ
Затем поступил ответ из Конституционного Суда РФ. В нем говорится о том, что Конституционный Суд РФ по вопросам применения действующего законодательства консультаций гражданам не дает
Ответ из Конституционного Суда РФ
Из официального ответа от Уполномоченного по правам человека в РФ следует, что по существу данный запрос Омбуцмен рассмотреть возможности не имеет, т.к. в нем не обжалуются действия конкретных должностных лиц
Ответ от Уполномоченного по Правам Человека в РФ
Генеральная Прокуратура переадрессовала данный адвокатский запрос в Прокуратуру г. Москвы, а те, в свою очередь, по территориальности - в Никулинскую межрайонную Прокуратуру г. Москвы.
Ответ из Генеральной Прокуратуры РФ
В ответе, поступившем из Совета Федерации РФ, указывается, что работник может одновременно работать у нескольких работодателей, поэтому никакой проблемы в том, что МРОТ в России ниже прожиточного минимума они не видят.
Государственная Дума России ответила, что они и так делают все возможное, для увеличения МРОТа, в частности с 1 января 2013 года они увеличивают его до 5205 рублей в месяц
Ответ из Государственной Думы РФ
Министерство Внутренних Дел поясняет, что лица, получающие зарплату ниже Прожиточного Минимума в состоянии крайней необходимости не находятся, т.к. у них имеется возможность (не уточняется какая именно) разрешения сложившейся ситуации без причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам.
Ответ из Министерства Внутренних Дел РФ
Далее был получен ответ из Министерства Финансов РФ. МинФин переадресовал данный запрос в Министерство труда и соц. защиты РФ
Ответ из Министерства Финансов РФ
В конце февраля 2013 года был получен ответ из Минтруда РФ. Министерство Труда и Социальной защиты РФ отвечает, что на данный момент уже сформирована рабочая группа для подготовки предложений по поэтапному повышению МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в России. В общем – работа кипит.
Ответ из Министерства Труда РФ
В качестве эпилога, наконец-то был получен мотивированный ответ от органов Прокуратуры РФ. Никулинский Прокурор г.Москвы, которому по территориальности был направлен данный запрос из Генеральной Прокуратуры РФ, в своем ответе указывает, что никаких оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется, т.к. вопросы установления размеров МРОТ и прожиточного минимума относятся к компетенции Государственной Думы и Правительства РФ, а над данными органами Никулинский Прокурор г. Москвы надзор не осуществляет.
В итоге рассмотрения вопроса о соответствии размеров МРОТ и Прожиточного минимума в России с 01.01.2018 года вступил в силу Федеральный Закон № 421-ФЗ от 28.12.2017 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения", согласно которому
Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.
В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.
Федеральный закон № 421-ФЗ от 28.12.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»
Таким образом, с 1 января 2019 года Минимальный размер оплаты труда в России наконец-то достигнет размеров величины прожиточного минимума.
При этом необходимо отметить, что применяемая в Российской Федерации методика расчета и установления МРОТА и прожиточного минимума, вызывает справедливую критику.