Среди видов дорожно-транспортных происшествий наиболее опасными и тяжкими по последствиям являются столкновения транспортных средств. В результате их движения происходит взаимный контакт и потерпевшим причиняется физический, имущественный и моральный вред.

К этому виду ДТП относятся также столкновения с внезапно остановившимся на проезжей части дороги автомобиля (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившейся (оставленной) на путях автомашиной.

Нередко такие дорожные происшествия приводят к тяжелым травмам и гибели граждан. Как правило, после столкновения автомобилей тело потерпевшего по инерции продолжает двигаться вперед, соударяясь о части салона (кабины) автомобиля (лобовое стекло, передняя панель, рулевое колесо, двери, стойки и т.п.) и выступающие деформированные детали, получая различные повреждения. Затем происходит отбрасывание тела назад с образованием повреждений, локализованных на задней поверхности тела.

В процессе столкновения транспортных средств водители и пассажиры, находящиеся в салоне (кабине) автомобиля могут получить множественные и массивные повреждения, сочетанные тупые травмы тела, сопровождающиеся переломами костей скелета с повреждением внутренних органов и кровоизлияниями, а также травматическим шоком, нередко влекущими наступление смерти.

В результате столкновений транспортные средства, грузы и дорожные сооружения получают значительные механические повреждения.

Практика дорожно-транспортных происшествий показывает, что в результате даже несильного контакта (попутного, встречного, касательного, бокового столкновения) транспортные средства теряют управляемость, что может повлечь их выезд на полосу встречного движения и столкновение с другими автомобилями. Также возможен их выезд за пределы дороги, с последующим наездом на препятствия, стоящий автомототранспорт, пешеходов и иных участников дорожного движения. Даже небольшой контакт двигающихся автомашин вызывает изменение направления их движения. Утрата при столкновении транспортных средств управляемости и устойчивости может привести к их заносу и опрокидыванию.

После столкновения автомобилей может произойти их возгорание и пожар с наступлением разных негативных последствий.

Основными причинами такого вида дорожно-транспортных происшествий, является нарушение нормального функционирования хотя бы одного из элементов системы: «человек – автомобиль – дорога - окружающая среда».

Учитывая элементы данной системы, можно выделить несколько групп причин столкновения транспортных средств.

К первой группе причин относится все, что связано с, так называемым, «человеческим фактором». Практика показывает, что основными причинами дорожно-транспортных происшествий является нарушение водителем Правил дорожного движения и использование неправильных приемов управления транспортным средством.

Обвиняемыми в ДТП, как правило, становятся водители допускающие невнимательность, безразличие к окружающей их дорожной обстановке и возникшим в ней изменениям. Этому также способствует отсутствие с их стороны постоянного контроля за движением управляемого транспортного средства, пренебрежение безопасностью других участников дорожного движения и создание опасности для их движения.

Нередко к столкновениям приводят несоблюдение водителями требований дорожных знаков, разметки, безопасной дистанции между автомашинами, игнорирование запрещающего сигнала светофора и выезд на встречную полосу дорожного движения. Также к столкновениям может привести превышение установленного ограничения скоростного режима и нарушение правил проезда перекрестков, пешеходных переходов, неправильный обгон и объезд, а также другие нарушения Правил дорожного движения.

Использование водителем неправильных приемов управления транспортным средством может быть вызвано различными факторами. Это и неопытность водителя, отсутствие у него навыков по управлению автомобилем в темное время суток, в разных сложных дорожных и метеорологических условиях, а также в случае потери автомобилем управляемости и устойчивости, возникновения заноса и скольжения.

У водителя с небольшим стажем вождения возникают трудности при движении в ночное время, в условиях ограниченной видимости, дождя, снегопада и тумана.

К тяжким последствиям приводят и неправильные действия водителя по устранению начавшегося заноса и скольжения автомототранспорта.

Использование водителем неправильных приемов управления также является существенной причиной аварийности и травматизма на дорогах. Отдельные автомобилисты не знают основных параметров, которые необходимо учитывать при выборе скорости движения транспортного средства. Нередко ими избирается скорость движения без учета ограничений видимости (снегопад, дождь, туман) и обзорности.

В практике были случаи столкновения транспортных средств, которые происходили в результате создания пешеходами аварийной ситуации при пересечения ими траектории движения автомобилей в непосредственной близости от них в неустановленных для этого местах.

В процессе дорожного движения различные факторы могут привести к потере устойчивости автомобиля, вызвать его занос, скольжение и опрокидывание. Так, например, сложно рассчитывать на безопасную поездку при неправильном выборе водителем большой скорости по дороге, имеющей различные неровности и выбоины; применении резкого торможение или выполнении крутого поворота без учета скорости движения на мокрой или скользкой дороге. Такое вождение вызывает утрату управляемости автомобилем.

При исследовании механизма ДТП автотехнический эксперт использует логическую модель дорожно-транспортного происшествия, которое развивается следующим образом: безопасная дорожно-транспортная ситуация – опасная ситуация – аварийная ситуация – ДТП. Практика показывает, что из опасной ситуации еще можно выйти в случае применения участниками движения технически грамотных и своевременных действий. Аварийная ситуация неизбежно приводит к ДТП.

Отдельное и значительное место среди причин столкновений транспортных средств занимает управление ими в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), либо под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии.

Кроме того, не каждый гражданин способен безопасно управлять транспортным средством. Для этого необходимы соответствующие индивидуальные психофизиологические качества личности и профессиональная пригодность к управлению. Водитель с замедленной реакцией, особенностями эмоционально-волевой сферы и зрительного восприятия, болезненным состоянием органов чувств и т.д. в определенной мере создает угрозу безопасности движения.

Водители, не имеющие права управления транспортным средством либо определенной его категорией, нередко становятся участниками ДТП.

Многолетняя практика показывает, что отказ от использования ремней безопасности или мотошлема увеличивает опасность получения тяжких телесных повреждений или гибели человека.

Ко второй группе причин столкновения транспортных средств относятся их неисправности, ненадлежащее техническое состояние, некачественный ремонт и обслуживание, в результате которых в процессе дорожного движения происходит потеря управляемости автомототранспортом. В таких случаях водитель не может совершить безопасный маневр, объезд препятствия, либо снизить скорость, остановиться, не допустить наезда транспортного средства на пешехода, препятствие...

Также техническая неисправность может привести к внезапному и произвольному изменению началу движения автомобиля в опасном направлении или резкой его остановке.

Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии, в соответствии Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090) определен Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Также их эксплуатация запрещена и в случае не прохождения государственного технического осмотра.

Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства понимается не устранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами, либо установка недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства).

Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке либо не прошедшие государственный технический осмотр.

Например, наличие неисправности в рулевой системе является основной причиной возникновения неуправляемого движения автомобиля.

Возникновение повреждения в тормозной системе, увеличивающей относительную разность тормозных сил колес, может привести к резкому изменению направлению движения автомобиля, с его заносу и вращению.

В случае сквозного повреждения шины, как правило, происходит мгновенная её разгерметизация, вызывающая резкое изменение траектории движения транспортного средства в сторону.

Не каждый российский водитель обладает устойчивыми навыками экстремального вождения и может технически грамотно выйти из неуправляемого режима движения транспортного средства.

Третью группу причин столкновения транспортных средств составляют ненадлежащее состояние дорог и неблагоприятная дорожная обстановка.

Покрытие проезжей части автомобильных дорог не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221) устанавливается перечень допустимых по условиям обеспечениябезопасности движения предельных значений показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Так, например, п.п. 3.1.2 указанного стандарта определяет предельные размеры отдельных просадок, выбоин, которые не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине – 5 см.

Наличие дефектов, просадок, выбоин, снижение коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог, мостов, железнодорожных переездов и т.п., их несоответствие строительным правилам, нормам, стандартам и другим нормативным документам, способна привести потере управляемости, устойчивости автомототранспорта, изменению его движения в опасном направлении.

На должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, возлагается обязанность содержать их в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Если после ДТП состояние здоровья его участника в целом в норме, то ему необходимо попытаться установить причину изменения движения автомобиля. Целесообразно, соблюдая разумную безопасность, осмотреть дорожное покрытие на предмет наличия выбоин и других дефектов, постараться зафиксировать и сохранить их до прибытия сотрудников ГИБДД. При проведении осмотра места ДТП необходимо настаивать на включении данных об этих дефектах в протокол осмотра и схему к нему, а также на составлении Акта о состоянии дорожного покрытия на месте происшествия.

К сожалению, часто сотрудники ГИБДД не составляют Акты о состоянии дорожного покрытия на месте происшествия или они отсутствуют в документации.

Поэтому при наличии возможности рекомендуется использовать не только один фотоаппарат, но и видеокамеру, демонстративно с нескольких точек сфотографировать дорожный дефект. Также будет не лишним обратить внимание на указанный дефект очевидцев, свидетелей, понятых, участвующих в процессуальных действиях, а также и других граждан, записав их данные. В последующем такое доказательство как свидетельские показания может оказаться не лишним в процессе защиты прав и интересов.

Если на месте происшествия сотрудники ГИБДД отказываются указать в документах наличие дефекта на дороге, рекомендуется при подписании указанных документов сделать соответствующее письменное замечание.

Кроме того, необходимо незамедлительно представить жалобу на их действия прокурору, вышестоящему руководству, руководителю следственного органа, в управление собственной безопасности с обязательным требованием проведения с участием водителя повторного осмотра места происшествия.

Также участникам автоаварии следует учитывать, что представители заинтересованных дорожных служб, как правило, после сообщения о ДТП достаточно быстро устраняют дорожные дефекты, не фиксируя данное обстоятельство в документации, а также место и конкретное содержание проведенных работ.

Действующие нормативные акты обязывают должностных лиц, ответственных за состояние дорог и других дорожных сооружений, своевременно устранять помехи для движения, запрещать или ограничивать движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В соответствии с Правилами учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации (утв. Федеральной дорожной службой РФ 29 мая 1998 г.) дорожные организации совместно с работниками ГИБДД в установленном порядке с целью определения характеристик дорожных условий на момент совершения ДТП обязаны принимать участие в осмотре мест ДТП, в которых неудовлетворительные дорожные условия сопутствовали возникновению дорожно-транспортных происшествий.

При этом представителями дорожно-эксплуатационной организации составляется Акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП, который утверждается руководителем органа управления - балансодержателя дороги. При невозможности участия дорожной организации в осмотре непосредственно после совершения ДТП, осмотр проводится в течение суток.

В Приложении № 2 к Правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации (утв. Федеральной дорожной службой Российской Федерации 29 мая 1998 г.) содержится определение характеристик дорожных условий, сопутствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.

К неблагоприятной дорожной обстановке относятся факторы, вынуждающие водителя совершать резкие маневры, объезжать препятствия или внезапно появившегося пешехода, либо применять экстренное торможение. Такие действия водителя могут привести к аварийной ситуации, потере устойчивости и управляемости транспортного средства, его заносу, изменению движения в опасном направлении.

Внезапная остановка впереди следовавшего транспортного средства, неожиданно выбежавший в неустановленном месте для перехода пешеход и другие подобные обстоятельства вынуждают водителя принять секундное решение и совершить действия по управлению автомобилем, которые могут привести к ДТП, столкновению транспортных средств, наездам на препятствие и т.д.

Опасные для водителей ситуации возникают в результате нарушения норм безопасности при проведении строительных работ на автомобильных дорогах, когда отсутствуют или в недостаточном количестве имеются соответствующие дорожные знаки, направляющие и ограждающие устройства, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости -красные и желтые сигнальные огни.

Иные причины столкновений транспортных средств составляют четвертую группу. Основной среди них является неправильная организация дорожного движения. К ним также относятся отсутствие или неправильное расположение дорожных знаков и разметки, светофорных объектов, препятствий и т.д., а также ограничение их обзорности и недостаточная видимость. Отсутствие надлежащей информации граждан о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения.

Например, в случае размещения за светофорным объектом рекламных люминесцентных витрин, совпадающих по цвету с сигналами светофора, водитель может неправильно оценить дорожную обстановку и совершить действия, ведущие к созданию аварийной ситуации на дороге.

Плохая видимость светофора определяется в случае, если сигналы светофора и символы на светофильтрах (линзах - рассеивателях) распознаются с расстояния менее 50 м, а также имеются различные дефекты отражателя (разрушения и коррозия) и рассеивателя (трещины и сколы).

Под ограниченной видимостью понимается расстояние видимости для данных условий движения, которое не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

Плохая видимость дорожных знаков и различимость горизонтальной дорожной разметки осложняет принятие водителем правильного решения при выборе скорости и направления движения.

Указанные данные подлежат отражению в документах, составляемых должностными лицами в процессе осмотра места дорожно-транспортного происшествия.

Выявление обстоятельств, причин и механизма столкновения транспортных средств являются основными задачами расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Определение места столкновения автомобилей имеет первостепенное значение для таких дел. Нередко от этого зависит вопрос об ответственности конкретного водителя за наступившие последствия.

Место столкновения транспортных средств может быть наиболее объективно установлено по их следам, оставленным на месте происшествия, по участкам скопления отделившихся от них частей и других объектов (крылья, колеса, обломки кузова, частицы краски, осколки стекол, осыпь грунта, перевозимого груза, следы жидкостей и др.) и иным признакам.

Поэтому, если у водителя нет серьезных проблем со здоровьем, ему необходимо лично и активно участвовать в осмотре места происшествия, определении места столкновения и составлении процессуальных документов. Именно на этой стадии начинает формироваться позиция защиты.

При столкновении на перекрестках или на участках дороги, регулируемых светофорами, необходимо установить, кому из участников ДТП принадлежало право на первоочередное движение в намеченном направлении. Показания очевидцев о работе светофорного объекта и действиях водителей до столкновения, имеют существенное значение для принятия по делу объективного и обоснованного решения. Поэтому на месте происшествия необходимо устанавливать и записывать данные очевидцев, номера автомобилей.

В зависимости от обстоятельств дорожно-транспортного происшествия проводятся судебные медицинские, автотехнические и иные экспертизы.

Судебно-медицинская экспертиза живых лиц и трупов позволяет определить локализацию, степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, а также последовательность и характер происхождения телесных повреждений. Судебно-медицинский эксперт устанавливает причинную связь между полученными повреждениями (смертью) и тем или иным внешним воздействием (с учетом свойства травмирующих предметов). Судебно-медицинская экспертиза также определяет механизм образования повреждений, позу потерпевшего в момент получения травмы и отвечает на другие вопросы.

Судебная автотехническая экспертиза позволяет определить место столкновения транспортных средств, их взаимное расположение относительно границ и осевой линии проезжей части, угол взаимного расположения и направления удара в момент столкновения. Эксперт-автотехник исследует механизм и стадии взаимодействия транспортных средств при их столкновении (процессы сближения, взаимодействия и отбрасывания транспортных средств), а также может ответить на другие вопросы.

По

сложным делам назначаются судебная комплексная автотехническая и

транспортно-трасологическая экспертиза, которая дает наиболее полное

представление о месте столкновения и механизме ДТП.

Консультация юриста

Отвечу на ваш запрос как можно скорее. Запись на консультацию.

Яндекс.Метрика